- При
проведении лингвистической экспертизы:
- Разъяснить
значение и происхождение интересующих слов, словосочетаний и фраз;
- Проанализировать
отдельные положения законодательства, подзаконных актов и иных
документов с точки зрения того, как их должен понимать обычный
грамотный носитель русского литературного языка;
- Проанализировать
спорные положения коммерческих и некоммерческих договоров, соглашений и
др. с целью определения того, какие варианты этих положений возможны с
точки зрения обычного носителя русского литературного языка;
- Провести
исследование товарных знаков, девизов (слоганов) и иных коммерческих
наименований на предмет их соответствия нормам современного русского
литературного языка;
- Определить
наличие/отсутствие в тексте статьи (передачи, выступления, документа и
т.п.) информации о конкретном человеке (заявителе, потерпевшем);
- Установить
наличие в тексте статьи (передачи, выступления, документа и т.п.)
негативной информации о заявителе, потерпевшем, а также формы её
содержания (утверждение/предположение). Например, в период предвыборных
кампаний в российских, в том числе и в нижегородских СМИ, наблюдается
явление, связанное с размещением в них всевозможных
«обличений», «разоблачений»,
компрометирующих то или иное лицо. Эксперт, проводящий лингвистическую
экспертизу по текстам подобных публикаций, способен определить наличие
негативной информации о том или ином лице, расшифровать завуалированный
смысл текста спорной статьи.
- Установить
коммуникативное намерение автора/авторов статьи (передачи, выступления,
документа и т.п.);
- Определить,
какие языковые средства использованы автором/авторами статьи (передачи,
выступления, документа и т.п.) для формирования отрицательного образа
заявителя/потерпевшего и сообщения о нем негативной информации;
- Определить,
кому именно адресована фраза (реплика, высказывание, слово);
- Установить,
какая именно фраза (реплика, высказывание, слово) является
оскорбительной, неприличной, бранной, нецензурной;
- Определить,
содержится ли в данной фразе (реплике, высказывании) негативная оценка
личности, действий, поступков, поведения заявителя/потерпевшего;
- Проанализировать
речевое поведение участников конфликтной ситуации;
- Установить
высказывания, содержащие угрозы;
- Определить
из контекста разговора, что данный человек или группа лиц имели
намерение причинения потерпевшему/заявителю нежелательных последствий,
в том числе смерти;
- Установить,
кто именно является автором представленных текстов;
- Определить,
к какому именно жаргону, сленгу относятся те или иные слова, выражения.
|
|
|
|